пятница, 2 сентября 2016 г.

Obtenebration. Сравнение редакций

Те, кто общался со мной на форумах и ВК, знают, что я терпеть не могу «двадцатку» и с тошнотой отношусь к предстоящему выпуску новой редакции WoD. Поймите меня правильно: одной из причин, по которым я люблю WoD, является его законченность - продление таймлайна в современность выглядит хуже натягивания презерватива на глобус. К тому же, возникают такие чисто технические вопросы, как соблюдение Маскарада в современном мире с его камерами и интернетами. В CoD для этого есть Богомашина, в WoD начинают вновь насиловать логику.

С другой стороны, выход новой редакции - это ведь не только растягивание таймлайна. Это еще и исправления, поправки и изменение игровой механики. С этой точки зрения «двадцатка» меня заинтересовала. Причем, не только V20, но и DA20 - книги по Темным векам выходят после основных, поэтому в них иногда есть дополнительные фиксы. Помню, как сам лез в книгу по Dark Age, потому что в корнике Vampire the Masquerade revised не нашел внятного описания какой-то из точек Изменчивости.

И вот у меня возникла мысль пройтись по редакциям и сравнить вампирские дисциплины в них - хотя бы первые пять точек, как наиболее употребимые. В первую очередь, я делаю это для себя - так я смогу выбрать наиболее подходящий вординг и механику для использования в своих играх. Буду рад, если мои изыскания будут полезны кому-то еще.

Сравнивать буду VtM revised, Dark Ages - Vampire, V20 и DA20. А первой рассматриваемой дисциплиной станет ужасная и загадочная Власть над тенью (Obtenebration).


Общее описание дисциплины во всех редакциях одинаково - это манипуляции тьмой: как обычными тенями от предметов, так и мистической тьмой, призываемой из Бездны (Abyss). Вампир, который навел тень, свободно видит сквозь нее, другим она застилает зрение (даже если они сами владеют этой дисциплиной), поэтому им нужны сверхъестественные чувства для ориентирования в этой тьме.

Первая точка - это Игра теней (Shadow play). На этом уровне владения дисциплиной вампир управляет тенями, которые отбрасывают окружающие предметы - может лишить предметы теней или изменить их форму, сделать их гуще и т. д. Так он может сделать обстановку более пугающей и нагнать страху.
Кроме того, тень становится текучей и густой - в ней можно запросто утопить противника, заставив его задохнуться. Как видите, даже первая точка дисциплины уже является грозным оружием.

В revised тратится один пункт крови, после чего вампир может манипулировать тенями в течение сцены. Игра теней не требует от вампира концентрации (т. е. это не отдельное действие и дайспулы делить не надо).
Если вампир окружает себя тенями, чтобы скрыться от обнаружения, то получает +1 кубик к дайспулу маскировки (Stealth), а у его противников на единицу повышается сложность попадания в вампира оружием дальнего боя.
Если вампир с помощью теней делает себя более зловещим, его дайспул запугивания (Intimidation) увеличивается на 1 кубик.
Если вампир погружает свою жертву в текучую тень, то жертва теряет 1 кубик из дайспула на поглощение (soak) И 1 кубик выносливости (Stamina). Т. е. если речь идет о смертном или вампире без Стойкости, то он по RAW получает -2 к выносливости. Если этот минус привел к нулевой выносливости, то жертва начинает задыхаться (если, конечно, ей требуется воздух для дыхания).
Игра теней распространяется на одну цель, но есть оговорка о том, что в случае неподвижности можно спрятать в тенях и группу лиц.
Манипуляции с тенями пугают людей и животных (а также вампиров, которые видят это впервые - но тут уже зависит от решения рассказчика). Если свидетель не прокинет храбрость (Courage) по сложности 8, то получает -1 ко всем дайспулам до конца сцены. В случае отсутствия храбрости бросают силу воли.

В V20 все почти так же, однако утопление в тени дает только -1 к выносливости.

В DA нет утопления в тени, но есть раздвигание тьмы - с помощью Игры теней вампир может уменьшить штрафы, накладываемые темнотой, на число точек Obtenebration (вплоть до нуля).
Свидетели, напуганные тенями, должны бросать храбрость по сложности 7, а в случае неудачи получают -1 только к социальным дайспулам.

В DA20 все точно так же, как в DA.

В целом, правила для Игры теней в DA/DA20 какие-то нищие и нелогичные - средневековый суеверный человек должен бы бояться тенеплетства куда сильнее, чем обыватель в 1990-х.
Поэтому советую использовать правила из revised/V20. В V20 Игра теней определенно понерфлена.

Вторая точка - это Покров ночи (Shroud of Night) в revised/V20 и Ноктюрн (Nocturne) в DA/DA20. Суть одна и та же, как ни назови - это призвание облака тьмы для маскировки. Облако непроницаемо черное, вязкое и даже частично глушит звук.

В revised облако призывается броском манипулирования+оккультизма (Manipulation+Occult) по сложности 7. Дальность призыва - 50 ярдов (45 метров). Если тьма призывается в пределах поля зрения вампира, то траты крови не требуется. Если вне поля зрения - тратится пункт крови, а бросок идет по сложности +2.
За 1 успех в броске получается облако тьмы диаметром 3 метра. Каждый дополнительный успех позволяет удвоить диаметр облака (хотя вампир может свободно уменьшить его размер по своему желанию).
Если вампир хочет, чтобы облако еще и двигалось, то это потребует полной концентрации.
Тьма непроницаема для звука и света (кроме света от открытых источников пламени), все находящиеся в ней получают +2 к сложности большинства действий - даже обладатели Прорицания и Превращения, ведь тьма-то неестественная.
Те, кто оказался внутри облака, получают -2 к выносливости (не складывается с эффектом Игры теней). Те, кто дышит воздухом, могут утонуть в тьме, как и при Игре теней.
Как и в случае Игры теней, требуется бросок храбрости. В случае неудачного броска происходит неконтролируемое бегство.

В V20 все в точности так же, как в revised.

В DA даже неподвижное облако тьмы требует от вампира полной концентрации.
Те, кто находятся внутри Ноктюрна, получают +2 к сложности любых действий, не связанных с органами чувств. В случае использования органов чувств жертвы теряют 5 кубиков из дайспулов восприятия (Perception), обладатели сверхъестественного зрения/чутья теряют только 2 кубика.
С выносливостью те же -2 кубика, как и в revised/V20.
А вот с броском храбрости все точно так же, как и в Игре теней - т. е. никакого бегства, только -1 к социальным дайспулам. WTF?!

В DA20 все так же, как и в DA, кроме того, что не нужен бросок храбрости. WTF?!!

Итого: правила для DA/DA20 вызывают молчаливое недоумение, использовать советую правила из revised/V20.

Третья точка - Руки Бездны (Arms of the Abyss) или же Руки Аримана (Arms of Ahriman).
На этом уровне дисциплина позволяет вызывать из слабоосвещенных участков щупальца потусторонней тьмы, которыми можно атаковать противников, защищаться, перемещать предметы и т. д.

В revised кривой вординг сделал эту дисциплину просто ужасающе имбовой.
Вампир тратит пункт крови и делает бросок манипулирования+оккультизма (Manipulation+Occult) по сложности 7. Щупальца призываются по одному за каждый успех.
Источником щупальца может быть любая тень или участок темноты в пределах видимости вампира, т. е. можно легко и невозбранно окружить себя лесом щупалец.
Каждое щупальце имеет в длину 6 футов (1,8 метра), его сила и ловкость равны количеству точек Obtenebration у вампира. Вампир может дополнительно потратить кровь и увеличить силу или ловкость отдельного щупальца (+1 за пункт крови) либо удлинить его (+1,8 метра за пункт крови).
Для управления щупальцами не нужна концентрация.
У щупальца 4 уровня здоровья. Огонь и солнечный свет его жгут так же, как и вампира, да и вообще агграве оно никак не противится. Зато бэшинг и летал поглощает, используя выносливость и Стойкость вампира.
А теперь стоит рассказать о том, почему щупальца настолько имбовые. Во-первых, отсутствие каких-либо спецправил на этот счет заставляет считать каждое щупальце отдельным оппонентом. Как вы помните, каждый дополнительный оппонент в ближнем бою - это +1 к сложности для противника. Т. е. наспамив щупалец, хитрый вампир может мгновенно повысить сложность атаки и защиты противника до 10.
Во-вторых, щупальца могут обхватывать противника, нанося тому сила+1 летального урона каждый ход. Но еще хуже то, что правила для маневра Grapple, как и правила для этой точки дисциплины не позволяют противнику ничего делать до тех пор, как он освободится от захвата (оппозитный бросок силы по сложности 6).
Т. е. Руки Бездны могут запросто лишить противника хода и/или поднять его сложность атаки/защиты до максимума. Вы еще спрашиваете, почему они считаются такой имбой?

Интересно, пофиксили ли это в DA?
Да, щупальца там чуточку понерфлены - они теперь наносят исключительно бэшинг, а темные места, откуда их можно призвать, должны быть расположены не далее 20 ярдов (18 метров) от вампира. Плюс, есть оговорка о том, что для точных и сложных действий все-таки нужна концентрация.
В остальном щупальца такие же, как в revised, и сохранили свою имбовость - по-прежнему могут лишать хода и задирать сложность в небеса.

Что нам дала «двадцатка»?
В V20 изменилась механика дисциплин Могущество и Стремительность, поэтому их точки прибавляются к силе и ловкости щупальца (которые, как и в revised, равны количеству точек Obtenebration). Плюс, есть оговорка о том, что щупальца непригодны для тонкой работы типа вождения машины или нажатия на клавиши.
Концентрации опять не требуют, ограничения на дальность снова нет, наносят опять летал. Охренеть просто.

В DA20 наконец-то произошел полномасштабный нерф. Во-первых, там остались ограничения из DA. Во-вторых, появилось новое главное ограничение: все щупальца, независимо от их количества, имеют одно действие - грубо говоря, слаженно лупят в одном и том же направлении. Это позволяет считать их всего одним дополнительным оппонентом, т. е. сложность в бою растет всего на +1.
И да, они теперь только лупят. Не хватают.

Итого: Руки Бездны из revised/V20 - это имбанутая имба, которую можно давать разве что игровым боссам. Игрокам подойдет вариант из DA20.

Четвертая точка - Черный метаморфоз (Black Metamorphosis) в revised/V20 и Ночные тени (Nightshades) в DA/DA20.

Черный метаморфоз превращает вампира в синтез плоти и подвижной тьмы - из тела тут и там торчат щупальца тьмы, голова и конечности время от времени тают в пустоте.

В revised вампир тратит 2 пункта крови и делает бросок манипулирования+храбрости (Manipulation+Courage) по сложности 7. В случае неудачи кровь просто тратится впустую и вампир не совершает метаморфоз. В случае ботча подвижная тьма рвет немертвую плоть, нанося два непоглощаемых уровня летального урона.
В случае успешного метаморфоза из тела вампира прорываются 4 щупальца тьмы, сила и ловкость которых таковы силе и ловкости самого вампира.
Противник, который сошелся в ближнем бою с этим чудовищем, получает штраф в -2 кубика к выносливости И дайспулу поглощения, что по RAW означает -4 к выносливости смертного или вампира без Стойкости.
Щупальца дают возможность провести одну дополнительную атаку без штрафа за множественные действия. Т. е. все 4 щупальца бьют в одном направлении, но обсчитывается все так, будто било одно.
Кроме того, в таком виде вампир может ориентироваться даже в кромешной тьме.
Смертные, животные и те, кто не привык к подобным зрелищам, должны сделать бросок храбрости по сложности 8, в противном случае их ждет паническое бегство, подобное ротшрёку.
Кроме того, Черный метаморфоз дает +3 кубика к запугиванию.

В V20 щупальца получают также бонусы от Могущества и Стремительности, т. к. механика этих дисциплин была изменена.
Кроме того, уточняется, что штрафы на выносливость у противников не суммируются с таковыми от других эффектов дисциплины. Однако задохнуться, если выносливость рухнет до нуля, по-прежнему можно.

В Темные века была в ходу более мирная четвертая точка дисциплины. Ночные тени, как и следует из их названия, позволяют создавать иллюзии и миражи из теней, обычно имеющих размеры и очертания человеческой фигуры.

В DA делается бросок сообразительности+оккультизма (Wits+Occult) по сложности 7. Каждый бросок - это одна тень-иллюзия в рост человека. Несколько теней можно слить в одну, имеющую больший размер.
Чтобы распознать иллюзию, потребуется успешный бросок восприятия+бдительности (Perception+Alertness) по сложности 9.
Кроме того, вампир может создать вокруг себя театр пляшущих теней - 10 ярдов (9 метров) в диаметре за каждый успех на броске. Внутри этой пляски те, у кого нет Власти над тенью, получают -3 к инициативе и -2 кубика ко всем дайспулам.

В DA20 Ночные тени точное такие же, как и в DA.

Пятая точка дисциплины носит название Форма мрака (Tenebrous Form) или Аватар мрака (Tenebrous Avatar). В этой форме вампир сам превращается в облако неосязаемой тьмы, неуязвимой для физических атак, не имеющей веса, способной просачиваться в любую щель. Однако вампир по-прежнему уязвим перед огнем и солнечным светом, потому боится их, причем даже больше, чем в материальной форме, получая +1 к сложности бросков на ротшрёк.
А еще это облачко прекрасно ориентируется в кромешной темноте.

В revised превращение обходится в три пункта крови и занимает три хода. Свидетели такого превращения должны сделать бросок храбрости по сложности 8, иначе их ждет паника, подобная ротшрёку.
Вампир может использовать ментальные дисциплины и окутывать жертв подобно Покрову ночи.

В V20 превращение не обязано занимать три хода - т. е. если поколение вампира позволяет тратить кровь быстрее, то и в тьму он обратится быстрее. Все остальное - точно так же, как в revised.

В DA вновь 3 пункта крови и 3 хода. Однако потратив кровь дополнительно, можно ускорить превращение (каждый пункт - минус ход, но не меньше одного целого хода).
Облако тьмы может окутывать жертв, заставляя тех впадать в панику (контрится броском храбрости), а также способно выращивать из себя и окружающих теней Руки Аримана.

В DA20 превращение занимает 3 пункта крови и 3 хода без возможности ускорения. Кроме того, оно отхватывает удвоенный урон от огня и солнечного света.
Когда тьма окутывает врагов, всех их дайспулы уменьшаются на число кубиков, равное числу точек Obtenebration вампира. Достижение нулевой выносливости приводит к удушению жертв, как и в случае с Ноктюрном.
Кроме того, облако способно отращивать Руки Аримана - но только из себя, в отличие от версии из DA.

Итого: версия дисциплины в revised и V20 отлично подходит для экстренного побега или незаметного проникновения куда-либо. В DA/DA20 она позволяет еще и лихо разбираться с противниками, причем версия DA20 мне кажется интереснее.

5 комментариев:

  1. А в чём проблема юзать обтенебру в форме мрака? Она ведь тоже ментальная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Проблем никаких, просто в даркэйджевой версии это разрешено в явной форме, а версия для Последних ночей позволяет устроить срачик на тему "Считать ли обтенебру ментальной дисциплиной?"

      Удалить
  2. Можно ли использовать затемнение, чтобы исчезнуть в каких-либо созданных Ласомброй тенях для защиты от него. И будет ли он тогда видеть свою жертву?

    А так же интересно - если на тебя накинули 1ю точку власти над тенью или ты сделал это сам, то как это работает для затемнения? Тень будет висеть, а тело исчезнет? Или вы исчезнете вместе?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Obfuscate - это ж не невидимость как таковая, а временное помрачение. Т. е. вампир не становится невидимым - он гадит в мозги окружающим, чтобы они перестали его замечать

      Удалить
    2. Кстати! Как связан obfuscate и Туманы феечек? Малки вообще могут к феям с ее помощью долетать. Плюс obfuscatом можно память гадить. Очень схожие эффекты есть и у китэйнов (разные мериты, ПрРо таллейнов красных шапок и т.д.)

      Удалить